Вендинг
на главную e-mail добавить сайт в избраное
О проекте | Сотрудничество | Карта сайта
Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Вендинг бизнес
Вендинг бизнес
Новости, события в мире вендинга
Энциклопедия вендинг бизнеса
вендинг бизнес О вендинге
вендинг бизнес Экономика вендинг бизнеса
вендинг бизнес Юридические аспекты вендинга
вендинг бизнес Бизнес с механическими автоматами
вендинг бизнес Бизнес с электронными автоматами
вендинг бизнес Оптимизация вендинг-сети
вендинг бизнес Формы вендинговых договоров
вендинг бизнес Виды торговых автоматов
Статьи о вендинг бизнесе
Готовый бизнес-план
Вендинг обзоры
Вендинг словарь
Закон о вендинге
Вендоматика: все об устройстве        вендоров
вендинг бизнес Механические торговые автоматы
вендинг бизнес Электронные торговые автоматы
Форма расчета окупаемости
Форум

Подписка на новости:

Контакты
Реклама

Вендинг бизнес

Вендинг бизнес Новости, события в мире вендинга
Вендинг бизнес

В мире

Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
13.01.2014

Вендинг в Китае

Вендинг в Китае стремительно развивается. У Китая и России в вехах этого развития есть много общего. Во-первых, одинаковые условия старта: на начало-середину 90-х годов, как в России, так и в Китае не было ни торговых автоматов, ни производства вендинг-оборудования, ни вендинг-операторов. В России оставалось большое наследие в виде советских торговых автоматов, но с бизнесом эта «история» ничего общего не имела. И в России, и в Китае перспективы вендинг-бизнеса оценивались многими со скептисом, хотя и с надеждой: человеческий труд стоил «копейки» - проще было ставить киоски и лотки, создать столько-сколько-нужно рабочих мест, чем ввозить дорогостоящее оборудование и «приучать» людей к автоматной торговле.

Во-вторых, схожи и начальные этапы развития рынка торговых автоматов в двух странах: рынок начал формироваться с ввоза б/у и нового оборудования из-за рубежа, а затем стали появляться отечественные производители (в том числе локализованные производства). Более того, ввоз б/у оборудования до сих пор играет роль, как в России, так и в Китае. Однако здесь есть один нюанс: если в Россию идет экспорт автоматов и идей, в основном, из Европы, то в Китай автоматы и идеи поставляются, главным образом, из Японии.

И если до настоящего времени два соседа развивались, фактически, не оказывая влияния на вендинг-рынки друг друга, то уже в ближайшие 5 лет ситуация кардинально изменится. Какие тому предпосылки?

 

Факторы и особенности развития вендинга в Китае

Одним из основных факторов, определяющих восходящую динамику развития вендинга в Китае, является численность населения (1,351 млрд. человек). Если исходить из формулы 1 торговый автомат на 1000 человек, то в Китае можно установить 1 млн. 350 тыс. торговых автоматов. Если же следовать европейскому показателю 1 автомат на 100 человек, то число «потенциальных» торговых автоматов в Китае возрастает до 13,5 млн. торговых автоматов (что составляет больше половины от мирового парка торговых автоматов на настоящий момент). Для сравнения, в США и Японии часто называют оптимальный показатель 1 торговый автомат на 20 человек.

Посмотрим на приведенные расчеты с другой стороны. Обратимся к текущей динамике развития вендинга в крупных городах Китая.

По одному из крупнейших мегаполисов Поднебесной – Шанхаю, экспертами из Китая даются следующие оценки. На середину 2013 года в Шанхае (население 14,35 млн. человек) насчитывается более 10 тыс. торговых автоматов (без учета билетных автоматов, киосков самообслуживания, механических торговых автоматов). При этом по подсчетам экспертов через 2-3 года, число машин будет увеличено до 100 тысяч торговых автоматов. То есть, количество торговых автоматов возрастет в 10 раз за 2-3 года, достигнув показателей 1 торговый автомат на 100-150 человек.

Сразу же возникает логичный вопрос: откуда взяться сразу такому количеству торговых автоматов, и с чего вдруг малый бизнес в кратчайшие сроки вырастет в 10 раз? Придут ли на рынок новые вендинг-операторы, или старые увеличат свои сети за счет кредитов и сверх-прибыли? Прежде чем ответить на данные вопросы, давайте посмотрим на некоторые особенности развития вендинг-бизнеса: что представляют из себя вендинг-операторы и производители торговых автоматов Китае?

 

О китайских производителях торговых автоматов

Представлять китайских производителей вендинг-оборудования только как небольшие кустарные производства копирующие «лучшие идеи запада» - сильное заблуждение. Да, в Китае копируют удачные и не очень идеи бизнеса, и российские предприниматели уже не раз сталкивались с различными автоматами, начиная от многочисленных механических торговых автоматов, автоматов подзарядки сотовых и т.п. Но трудно назвать эти производства крупными или сколь либо значимыми для формирования внутреннего вендинг рынка Китая.

Итак, откуда взяться культуре производства торговых автоматов в Поднебесной?

Взгляните на карту Китая, посмотрите на его высокотехнологичного соседа и станет все ясно. Как мы уже отмечали вендинг-рынок Китая находятся под сильнейшим влиянием Японии. Прежде всего, это экспорт из Японии торговых автоматов и идей, и кроме того инвестиции японских бизнесменов и их кооперация с китайскими коллегами.

Если мы посмотрим на «взрослые» производства торговых автоматов, к примеру, в том же Шанхае, то увидим два крупнейших завода, как принято говорить, полного цикла. Один из них – компания Dalian Fushibingshan - совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ) основанное в 2003 году, способное производить 50.000 торговых автоматов в год. Второй завод - Shanghai Sanden - полностью японские инвестиции и японский производитель, производящее более 10.000 торговых автоматов в год.

Япония не только выступает источником идей вендинг-бизнеса, источником торговых автоматов (в том числе и б/у), инвестиций, но и некоторые китайские вендинг-операторы кооперируются с японскими вендинг-операторами, а это отработанные методики бизнеса и формулы успеха.

Все это находится на стадии формирования, но производства уже работают, и перечисленные заводы являются далеко не единственными. Есть и чисто китайские производства, например, Aucma (провинция Шаньдун), завод выпускающий в том числе, торговые автоматы, а изначально холодильное оборудование, и оборудование для торговли.

Обратим внимание и на смежную отрасль – киоски самообслуживания (в том числе, билетные киоски, банкоматы). Уже сейчас крупнейшие производители и операторы оборудования внутренного рынка самообслуживания из Китая входят в 5-ку мировых производителей/операторов (к примеру, китайские сети банкоматов входят в 5-ку крупнейших в мире).

В заключение подчеркнем, что именно Китай является производителем абсолютно всех компонентов для «торгового автомата будущего», это: сенсорные экраны, купюроприемники, считыватели карт, диспенсеры – все это производится, в том числе, для внутреннего рынка, а качество оборудования сопоставимо с северо-американскими и европейскими производителями.

 

Вендинг-операторы

Проанализируем текущий парк торговых автоматов. В качестве примера возьмем крупнейшего вендинг-оператора Шанхая, чья сеть «больших автоматов» составляет более 2000 единиц оборудования.

Из них всего числа автоматов - 70% по продаже напитков в бутылках и банках и 30% снэк-автоматы.

Распределение напитиков и снэков в торговых автоматах Китая

Раскладка по производителям:

1) 40% торговых автоматов производства компании Dalian Fushibingshan (совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ).

2) 30% произведены компаний Shanghai Sanden , японского производителя, чей завод расположен в Шанхае;

3) 30% торговых автоматов Aucma (Китай, Шаньдун) и других производителей.

Компания планирует увеличить за 2-3 года парк торговых автоматов до 8000 единиц.

Сразу же обратим внимание на еще один аспект – техническое оснащение торговых автоматов. Развивая сеть, компания делает упор на максимальное оснащение торговых автоматов, включая телеметрию, объединение автоматов в сеть, интеграцию инструментов безналичной оплаты (прием карточек). Этапом развития ближайшей перспективы китайский вендинг-оператор называет установку автоматов с сенсорным экраном для всех типов торговых автоматов.

 

Какие новости китайского вендинга в России?

Одно из немногих направлений, где наблюдается постоянный рост доли китайских торговых автоматов – это механические торговые автоматы. Так, по словам крупного вендинг-оператора из Поволжья, расширяющего сеть за счет китайского оборудования и эксплуатирующего его на протяжении 2-х лет, китайские производители четко реагируют на запросы, совершенствуя технологии производства и как следствие - сами автоматы. Если 3-4 года назад на китайские торговые автоматы было страшно взглянуть, то сейчас они почти не уступают канадским и американским аналогам.

Еще одно направление, где доминируют китайские производители – это качалки (детские качалки-аттракционы). Как отмечают операторы, они быстро выходят из строя и не так надежны (в сравнении с европейскими производителями), но быстро окупаются, и их можно часто менять, что выгодно сказывается на аудитории (смена оборудования – повышение интереса).

Наконец, на российском рынке прослеживается тенденция увеличения предложения комплектующих для автоматов самообслуживания (информационных киосков, терминалов, лотерейных автоматов) из Китая; так в 2013 году на российском рынке уже появились такие компоненты как: купюроприемники, диспенсеры.

 

Оценка факторов развития и влияние на российский рынок

Ближайшая цель китайского вендингового рынка – максимум торговых автоматов с максимальной комплектацией. Очевидно, что такую потребность в торговых автоматах (как качественную, так и количественную) не способна удовлетворить ни одна страна-производитель. Кроме самого Китая, конечно, где есть все компоненты для производства: рабочая сила, высокотехнологичное оборудование, продуманная политика импорта (деятельность по ввозу б/у автоматов в настоящее время лицензируется, то есть, контролируется государством).

По нашим оценкам уже в 2016-2017 году Китай займет одно из первых мест в мире (скорее даже первое) по производству торговых автоматов, при этом 90% из этих торговых автоматов будут ориентированы на внутренний рынок.

Все описанное пока является лишь общей тенденцией, которая является заложником «стабильного рынка», и многих других факторов.

У российских вендинг-бизнесменов есть время, чтобы наблюдать за стремительным развитием нашего соседа, а дальнейший сценарий развития событий можно предположить так: после насыщения внутреннего рынка Китая, многочисленные производители предложат свои модели торговых автоматов остальному миру. И российский вендинг-оператор, возможно, станет перед новым выбором «купить практичного или высокотехнологичного китайца» или утонченного «итальянца».

Другие новости
Вендинг бизнес
 
Вендинг бизнес Вендинг бизнес

Ваша визитная карточка – собственная сеть торговых автоматов. Со временем, чем будет больше сеть – тем будет проще вести переговоры: положительный имидж, опыт, готовые формы и варианты работы.

Рейтинг@Mail.ru

e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2017 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2017 ©
Вендинг бизнес