Опыт иностранных операторов вендинг-сетей может показаться не имеющим ничего общего с опытом российских операторов – но даже если относиться к нему скептически, можно приметить некоторые детали, полезные нашим бизнесменам. Итак, прежде чем решиться на покупку нового оборудования или подписать какой-то серьезный партнерский договор, операторы советуются с участниками вендинговых форумов, чтобы узнать мнение знатоков. Часто таким образом развенчаются мифы о выгодности очередного рекламного предложения какой-нибудь компании. Напомним, что каждая более-менее крупная вендинговая компания имеет в своем штате т.н. «певцов», которые по всем направлениям будут нахваливать ее оборудование, входя в доверие обычных операторов. И делается это настолько искусно, что отличить «работу рекламщика» от действительного отзыва об оборудовании – очень сложно. Советуются люди не потому, что сейчас имеется техническая возможность пообщаться, а потому что риск в американском вендинге, если он не оправдан – губителен. В России еще можно будет продать оборудование – не в большом, так в маленьком городе оно будет востребовано, в США же, если оборудование не зарекомендовало себя, редко кто его купит. Эта тактика поведения распространяется и на новичков – прежде чем заняться вендингом, они обращаются в форумы с вопросом, стоит ли вообще, есть ли перспектива? Опять-таки разительны отличия по сравнению с Россией, где вендинг еще долго будет считаться перспективным и прибыльным занятием. В США, мягко говоря, новичку рекомендуют даже не соваться, так как только 1 из 10 начинающих закрепляется в бизнесе всерьез и надолго – остальных же добивает необходимость уделять автоматам больше внимания, чем рекламировалось, очень скромные прибыли, сложности с расстановкой оборудования и пр. Вендинг – это сложный кропотливый труд, над которым нужно работать и совершенствоваться каждый день, используя в работе маркетинговые, мерчандайзинговые и психологические знания и наработки. Иногда старожилы в качестве вызова новичкам предлагают заняться автоматной торговлей на «слабо», а между собой заключают пари, сколько же недель продержится бедолага, и как скоро можно будет у него купить задешево б/у оборудование. Конкуренции от частных операторов опытные не боятся, «опасность» могут представлять разве что крупные компании, занимающиеся экспансией торговых автоматов. Поэтому, как бы ни привлекательно звучали рекламации бизнес-предложений о занятии «легким и денежным делом» - новичкам в американский вендинг лучше не лезть, потому что за годы истории этого бизнеса рынок его уже давно поделен. Наверное, лет через 50 так можно будет сказать и о России. |