Уже сейчас очевидно, что пандемия COVID-19 окажет существенное влияние на сами механизмы продажи и выдачи товаров через торговые автоматы. Когда началась эпидемия, многие люди воздерживались от использования машин из-за опасений заразиться вирусом. Отталкивающим фактором для покупателей была необходимость прикосновения к торговым автоматам (клавиатуры, окна выдачи и т.д.). И это, пожалуй, был единственный отталкивающий фактор (все остальные преимущества торговые автоматы не утратили!). Учтя все это, в настоящее время производители торговых автоматов инвестируют в технологии бесконтактной оплаты и выдачи продуктов и автоматической санитарной обработки (кстати, по такому же пути развиваются и электронные очереди и прочие системы самообслуживания).
И производители абсолютно правы. Глупо ожидать, что торговые автоматы в своем прежнем виде способны будут удовлетворить потребителей в ближайшем будущем. Даже когда пройдет эпидемия, требования к личной гигиене и новым правилам ритейла надолго останутся в своем максимальном выражении. Именно поэтому бесконтактность - это основное нововведение в торговом автомате ближайшего будущего. Кстати, для создания бесконтактного торгового автомата сегодня нет никаких технических препятствий. Весь комплекс инноваций, включая Интернет вещей, искусственный интеллект, распознавание лиц, а также интерактивные дисплеи, упрощают использование торговых автоматов и будут способствовать увеличению спроса. Такие технологические достижения позволяют торговым автоматам сохранить все свои «исторические» преимущества, и обрести новые, например, индивидуализированный подход, что будет способствовать перспективам роста в ближайшие годы.
Форма перестала иметь значение
Все мы привыкли к типовым формам торговых автоматов, для электронных автоматов - это «холодильник» (формы, утвердившиеся еще в 1940-50-е годы, когда был расцвет автоматов по продаже прохладительных напитков, в частности Coca-Cola), а для механики - «голова на стойке» (форма автомата берет начало еще из 20-х годов прошлого века). Так вот, эти формы устарели. Правильнее сказать - идеи с подобными формами устарели, т.к. торговый автомат - это по сути, платежная система, которая может быть «приделана» к любому устройству, и тем самым форма торгового автомат вообще перестает играть роль.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР: Одним из ярких примеров (для России) по деградации классических торговых автоматов являются кофе-автоматы. Их число уже несколько лет не растет, а пожалуй, и сокращается. Продажи через кофе-автоматы тоже снижаются каждый год. И, наоборот, кофе-уголки самообслуживания (как пример торгового автомата без формы) - плодятся как грибы после дождя. Годовой рост составляет несколько тысяч точек. Франшизы кофе-уголков нарасхват, а продажа кофе только растет (причем по более высокой цене, если мы сравниваем с обычным кофе-автоматами).
Автоматизация ритейла
Классический ритейл (в виде минимаркетов и супермаркетов) и торговые автоматы - в процессе технологичного развития и автоматизации всего и вся - движутся навстречу друг другу. Уже сейчас очевидно, что почти 100% автоматизация ритейла - это самое ближайшее будущее. Все больше магазинов переходят на автоматические кассы, кассы с распознанием лица и т .д. и т.п. Все то, что 10 лет назад казалось фантастически сложным - сейчас лишь вопрос техники и погони за конкурентами (кто первый решится на очередное новшество?). Как следствие - классический ритейл каждый день делает очередной шаг к автоматическому обслуживанию потребителей, и в самом скором будущем привычные минимаркеты и супермаркеты превратятся в большие торговые автоматы (выше мы писали, что форма не имеет значения, потребитель просто будет гулять по этому торговому центру - торговому автомату). В свою очередь (и тут опять повторимся) торговые автоматы, утратившие свою классическую форму - станут мини-маркетами. Посмотрите на заголовки новостей по автоматизации ритейла только за несколько месяцев 2021 года:
1) Розничная сеть «Магнит» начала тестировать интеллектуальные весы самообслуживания, которые автоматически распознают продукт по внешнему виду. 2) Технология оплаты одним взглядом стала доступна в «Перекрёстках» 25 регионов России. 3) Розничная сеть «Магнит» начала тестировать на кассах в магазинах технологию распознаванию эмоций покупателей. 4) Розничная сеть «Пятерочка» ввела в работу в Москве два магазина с полностью автоматизированной системой покупок.
Какое место в новом высокотехнологичном вендинге займут механические торговые автоматы?
Во-первых, пересмотр продаваемых товаров. Продажа неупакованной жевательной резинки (а равно любых пищевых продуктов, будь то мармелад, конфеты и т.д.) не только противоречит разумным нормам гигиены, но и действующему российскому законодательству. Пищевые продукты не могут быть реализованы через торговые автоматы без упаковки. А значит жвачка и конфеты должны быть в индивидуальной упаковке (и такие решения есть), либо делайте ставку на игрушки.
Во-вторых, приходится констатировать деградацию платежного инструментария механических торговых автоматов. За 10-20-30 рублей сложно продать качественные товары, но главное, что монеты постепенно выходят из оборота. Редко у кого из потребителей вообще теперь есть мелочь в монетах, и все больше платежей совершаются посредством кредитных карточек и в целом бесконтактным путем. Конечно, можно использовать опыт из Японии, когда гашапоны были интегрированы с безналичными платежами, или же перейти на жетоны, но все это полумеры, которые вряд ли удержат продажи, а уже тем более приведут к их росту. Вопросы вызывает и форм-фактор механических торговых автоматов. К слову, все классические механические торговые автоматы - изобретены 100+ лет назад, и конечно, уже устарели идейно, технически и т.д.
Значит ли это, что механика полностью исчезнет? Если мы говорим о ближайшем будущем в 5-10 лет, то позиции останутся примерно те же. Но очевидно, что пора перенести эту идею в развлекательные залы торговых комплексов, освободив место для современных идей.
|