|
|
|
|
|
06.11.2019
Лайфхак в вендинг-бизнесе: установка торговых автоматов на фасаде зданий и придомовой территории |
Бывалые вендинг-операторы знают насколько непросто установить торговый автомат на «улице» - на земле под управлением муниципалитетов:
во-первых, это не самые простые процедуры согласования установки;
во-вторых, торговые автоматы (как и любые объекты торговли) могут быть просто запрещены для такой установки;
в-третьих, на это потребуется время, а бизнес не ждет!
Многие вендинг-операторы даже не пытаются развиваться в данном направлении, считая его бесперспективным. Кто-то устанавливает автоматы без разрешения и работает на свой страх и риск.
Между тем, существует несколько способов верной установки торговых автоматов уличной эксплуатации, когда «комар носа не подточит». И сегодня мы расскажем о них, основываясь на реальных примерах.
1) Размещение торговых автоматов на фасаде зданий
(АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 мая 2019 г. по делу N А41-42563/2018)
Вендинг-оператором в г.Звенигород, Московская область был установлен торговый автомат по доочистке и продаже воды на фасаде здания - жилого дома.
Автомат был размещен на основании договора аренды, заключенного между управляющей компанией и оператором (на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома).
Через некоторое время после установки торгового автомата, последний попал в поле зрения полномочных органов. Вендинг-оператором было получено уведомление от Отдела развития предпринимательства и потребительского рынка «О незаконном размещении автомата по доочистке и продаже питьевой воды на фасаде МКД, согласно которому предприниматель обязан в срок до … демонтировать нестационарный торговый объект с приведением фасада дома в первоначальное состояние.
По мнению Администрации, основаниями для принятия уведомления явилось следующее:
1) торговый аппарат размещен на расстоянии менее 0,2 метра от окна жилого дома, что не соответствует ч. 4 ст. 25 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", в соответствии с которой не допускается размещение некапитальных объектов ближе 20м от окон жилых помещений;
2) вендинговый автомат является нестационарным торговым объектом и должен быть включен в Схему нестационарных торговых объектов;
3) На дату проверки отсутствует договор с "Звенигородский водоканал" на использование воды.
Администрация посчитала, что согласно ч. 1 ст. 25 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Администрация не согласовывала установку вышеуказанного нестационарного торгового объекта, кроме того, в соответствии с действующим законодательством, а также муниципальными правовыми актами, размещение такого объекта в указанном месте не допускается.
Администрация заявила, что так как размещение аппарата по продаже воды непосредственно на фасаде многоквартирного дома приводит к частичному изменению внешнего вида фасада, работы по размещению такого аппарата являются реконструктивными работами. Согласно ч. 4 ст. 28 указанного Закона не допускается самовольное проведение реконструктивных работ на фасадах объектов капитального строительства общественного назначения без согласования с органом архитектуры и градостроительства муниципального образования. Администрация городского округа Звенигород не согласовывала проведение указанных реконструктивных работ.
Казалось бы железные аргументы, но…!
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды, установили следующее: поскольку спорный объект размещен на многоквартирном жилом доме, то к нему не применяются положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающего, что разрешение на его установку необходимо в том случае, если он размещается на землях и зданиях (строениях, сооружениях) государственной или муниципальной собственности.
Суды, установив, что спорный объект размещен на многоквартирном жилом доме, следовательно, на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений; на общем собрании собственников помещений принято решение об установке аппарата питьевой воды на фасаде дома с подключением к внутридомовым инженерным сетям дома, по результатам голосования проголосовали "ЗА" 100% собственников; договор на установку аппарата заключен между заявителем и управляющей компанией, пришли к правильному выводу, что к спорному объекту не могут быть применены положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", на которые ссылается Администрация, так как объект не подлежит включению в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории.
Администрация ссылается на то, что не согласовывала проведение реконструктивных работ. Между тем, указанная ссылка несостоятельна, поскольку порядок выдачи разрешений на реконструктивные работы фасада зданий при благоустройстве территории, включая жилые дома, здания и сооружения утвержден Главой городского округа Звенигород только 03.07.2018 постановлением N 797, то есть после вынесения оспариваемого Уведомления.
Таким образом, подчеркнем, что поскольку фасад здания «принадлежит» собственникам жилья, то заключать подобные договора вендинг-оператор вправе минуя государственные и муниципальные органы.
2. Установка торговых автоматов на придомовой территории
Помимо фасадов зданий есть придомовая территория, которая может быть в собственности жильцов дома, а значит установка торговых автоматов может быть осуществлена минуя государственные органы. В этой связи еще один пример:
(ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2019 г. по делу N А14-5589/2019)
Вендинг-оператор заключил договор на установку торгового автомата по реализации воды на придомовой территории ТСЖ, в соответствии с которыми ТСЖ предоставляет обществу за плату право на размещение нестационарного торгового объекта (оборудования по розливу питьевой воды) на участке - придомовой территории многоквартирного жилого дом.
Администрация обратилась в суд с требованием о демонтаже данного нестационарного торгового объекта, полагая, что при размещении указанного объекта нарушены обязательные для исполнения пожарные и санитарно-эпидемиологические требования.
Предъявляя рассматриваемый иск, Администрация городского округа город Воронеж осуществляла полномочия как одного из собственников помещений (квартир N 31,64) в многоквартирном доме N 2 по ул. Димитрова г. Воронежа, так и контрольного органа, ссылалась на положения статьи 72 Земельного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Суд установил следующее: 1) Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и особенности размещения стационарных и нестационарных торговых объектов, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). 2) Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Установлено, что спорный объект является торговым, и к нему применяются нормы Закона N 381-ФЗ, предусматривающего, что разрешение на его установку необходимо в том случае, если он размещается на землях и зданиях (строениях, сооружениях) государственной или муниципальной собственности.
Спорный объект размещен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений МКД (статья 36 Жилищного кодекса РФ).
Торговый автомат был установлен на основании протокола заседания правления ТСЖ, действующего на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
При данных обстоятельствах суд подчеркнул, что к спорному объекту не могут быть применены положения статьи 10 Закона N 381-ФЗ, а объект не подлежит включению в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением администрации городского округа. Кроме того, в Правилах благоустройства территории городского округа город Воронеж отсутствует запрет размещения на придомовой территории нестационарных торговых объектов (автоматов по розливу питьевой воды) при наличии решения собственников об их размещении.
Таким образом, вендинг-оператор вправе заключать договора на размещение торговых автоматов на придомовых территориях минуя государственные и муниципальные органы.
|
Другие новости |
| |
|
|
|
|
|
Вендинг-бизнес - зачастую семейный бизнес.
|
|
|
e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2017 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2017 ©
|
|