Перед самым началом праздников, 25 декабря 2014 года Министерство промышленности и торговли РФ издало приказ, утверждающий стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 года. Документ важный, хотя и полностью теоретический, т.к. в нем рассматриваются лишь векторы развития регулирования розничной торговли в России, и направления совершенствования такого регулирования. Во введении к Стратегии указывается, что государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. Органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности и содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами установленных правил. В Стратегии не обошли вниманием и автоматическую торговлю. Как отмечается в документе «Проблемы автоматизированной (вендинговой) торговли преимущественно состоят в сложности получения разрешений на установку и эксплуатацию торговых автоматов на государственных и муниципальных территориях. Необходимо разработать упрощенный и понятный порядок установки и эксплуатации таких объектов». Таким образом, если следовать установленным датам в Стратегии, в период 2015-2016 гг. следует ожидать появления упрощенного порядка установки и эксплуатации торговых автоматов на государственной и муниципальной территории (а это излюбленные, но не доступные пока территории остановок общественного транспорта, переходы, учебные заведения, здания ЗАГСов и РОНО, музеи и многое другое). Что еще интересного есть в Стратегии? Конечно же анализ поведения покупателей и статистика розничной торговли в России. Первое – «согласно исследованию, проведенному Минпромторгом России, около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день, либо раз в два дня. Такая частота покупок им наиболее комфортна». Другими словами, россияне любят ходить в магазины, продуктовые магазины, что и определяет данные места как эффективные точки для размещения торговых автоматов (стоимость аренды мы в расчет не берем!). Второе, в Стратегии подчеркивается необходимость сделать ставку на развитие торговой инфраструктуры "шаговой доступности" во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. Это, прежде всего, малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки). Все эти направления интересны и для автоматической торговли, т.к. увеличение количества магазинов и торговых точек – позволяет выбирать наиболее эффективные при соотношении критериев «цена аренды» - «прибыль». Наконец, в-третьих, в Стратегии указывается, что именно торговля является первым ("стартовым") видом бизнеса для многих предпринимателей. В этой связи особенно важна реальная возможность создания и использования начинающим предпринимателем низкозатратной с точки зрения первоначальных инвестиций инфраструктуры розничной торговли. Будем надеется, что все эти аргументы будут убедительным подспорьем для развития вендинг-бизнеса в 2015 году!
|