Любопытная и очень познавательная серия процессов, вокруг торговых автоматов по продаже питьевой воды в розлив прошла в России. Наш журнал уже выносил вердикт данному направлению бизнеса, признав его слишком рисковым и даже провальным, и новые данные, полученные в результате разбирательств, только подтверждают эту теорию. В результате судебных тяжб выяснились два главных аспекта функционирования такого оборудования: во-первых, вода - является особым продуктом, на который распространяются очень строгие регламенты и правила, а на продажу воды через торговые автоматы распространяются нормы о продаже фасованной воды (поэтому можно говорить о воде в розлив только как высококачественном продукте). Во-вторых, оборудование по продаже питьевой воды, оснащенное фильтрами, должно проходить обязательную сертификацию (и данное требование, судя по практике, поставщиками-производителями оборудования игнорируется). В совокупности данные факторы ведут к крайне сложной эксплуатации оборудования и невозможности эксплуатации тех автоматов, что не прошли сертификацию (или же эксплуатацию в усеченном виде или нарушениями).
Часть 1. Губит людей вода (СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 апреля 2014 г. по делу N А03-18101/2013)
Вендинг-предприниматель установил серию торговых автоматов по продаже питьевой воды в городе Барнауле. Автоматы работали на точках. В какой-то момент на качество воды в автоматах пожаловался один из потребителей (в действительности это мог быть и конкурент или недоброжелатель, как, впрочем, и раздосадованный качеством потребитель воды). Роспотребнадзором проведена внеплановая проверка деятельности предпринимателя по реализации питьевой воды через автоматическую установку по продаже питьевой воды в тару потребителя. В ходе проведения проверки выявлены нарушения при реализации питьевой воды через автоматическую установку по продаже питьевой воды в тару потребителя требованиий технических регламентов, а именно: Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствием с определением о проведении лабораторной экспертизы и протоколом взятия проб, проведен отбор для лабораторных исследований пробы питьевой воды, расфасованной в емкость, из автоматической установки на соответствие санитарным требованиям. Согласно заключению эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" NN "вода в отобранной пробе не соответствует требованиям раздела 9 главы 2 "Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, а также требованиям пункта 4.6 СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", в частности, в соответствии с протоколом лабораторных исследований N 42917 от 26.08.2013 качество пробы воды, по микробиологическому показателю общее микробное число при температуре 22°С (ОМЧ), не соответствует гигиеническим нормативам, так как содержание образующих колоний бактерий в 1 мл составило 150 колоний образующих единиц, при норме не более 100 единиц (100 КОЕ в 1 мл). Также, в ходе проведения проверки в отношении вендинг-предпринимателя в адрес Управления поступило обращение гражданина аналогичного содержания, содержащее факты, указывающие на наличие однородных нарушений. В связи с чем, на основании определения о проведении лабораторной экспертизы и протокола отбора проб, был дополнительно проведен отбор для лабораторных исследований проб питьевой воды, расфасованной в емкость, из автоматических установок еще по четырем по адресам на соответствие санитарным требованиям. Согласно заключению эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" NN2 "вода в отобранной пробе из автомата по розливу воды "Новита" по адресу: не соответствует требованиям раздела 9 главы 2 "Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 и требованиям, п. 4.6 СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", а именно: в соответствии с протоколом лабораторных исследований N 46241 от 11.09.2013 качество пробы воды, отобранной по адресу NN в г. Барнауле по микробиологическому показателю общее микробное число при температуре 22°С (ОМЧ), не соответствует гигиеническим нормативам, так как содержание образующих колоний бактерий в 1 мл составило 240 колоний образующих единиц, при норме не более 100 единиц (100 КОЕ в 1 мл) (превышение норматива в 2,4 раза). В последствии был составлен протокол о нарушении, а материалы переданы в суд. Предпринимателя привлекли к административной ответственности (штраф в размере 30000 руб) по части 2 статьи 14.13 КоАП РФ.
Не согласившись с таким поворотом судьбы, вендинг-предприниматель обратился за правдой в вышестоящую инстанцию. В жалобе вендинг-предприниматель указал на то, что на продажу воды через торговые автоматы не должны распространяться регламенты и «Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости», а значит он не может быть привлечен к административной ответственности. Вышестоящая инстанция проанализировав материалы дела указала на следующее. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара. Пунктами 2, 5, 6 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Пунктом 4.1 раздела 9 главы II Единые санитарно-эпидемиологические гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждены решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования N 299), установлено, что расфасованная вода должна соответствовать гигиеническим нормативам как при ее производстве, транспортировке, хранении, так и в течение всего установленного срока годности. В пункте 4.2 раздела 9 главы II Единые требования N 299 предусмотрены следующие требования по безопасности расфасованных вод: благоприятные органолептические свойства; безвредность по химическому составу (содержание основных солевых компонентов, токсичных металлов I, II и III классов опасности, токсичных неметаллических элементов и галогенов, органических веществ антропогенного и природного происхождения); безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении (по бактериологическим, вирусологическим и паразитологическим показателям); безопасность в радиационном отношении. Согласно пункту 4.3 раздела 9 главы II Единые требования N 299, физиологическая полноценность макро- и микроэлементного состава расфасованной воды определяется ее соответствием установленным нормативам. В силу пункта 4 приложения 9.1 к разделу 9 главы 2 Единых санитарных требований: безопасность в эпидемическом отношении определяется по микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с таблицей 4. Таким образом, вендинг-предприниматель как лицо, реализующее воду потребителям должно соблюдать вышеприведенные нормы технического регламента и единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору.
Согласно техническому паспорту, автоматическая установка - это программно-технический комплекс самообслуживания, предназначенный для организации продажи воды в тару потребителя от 0,5 л. до 19 л. В соответствии с пунктом 24 раздела 2 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.99 N 242-ст "мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. В примечании к данному пункту указано, что к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы". Доводы вендинг-предпринимателя о том, что вода, реализуемая из торговых автоматов не является фасованной, в связи с чем, на нее не распространяются требования ГОСТ Р 52109-2003 "Вода питьевая, расфасованная в емкости" - отклонены. Как установлено судом, автоматы по реализации питьевой воды технически не присоединены (не подключены) к водопроводной сети (системе централизованного водоснабжения), от водозабора (артезианской скважины) до автоматической установки по продаже воды в тару потребителя (в котором осуществляется фильтрация, обеззараживание, хранение и розлив в тару потребителя) доставка воды осуществляется с использованием автотранспорта. Учитывая, вид реализуемой через автоматы продукции - воды питьевой, судами двух инстанций было установлено, что несоответствие качества питьевой воды, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", а также Единым санитарно-эпидемиологическим гигиеническим требованиям N 299 представляет угрозу для здоровья человека, что является достаточным основанием для квалификации правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. При этом СанПиН 2.1.4.1074-01 не может быть применен, так как распространяет свое действие именно на качество питьевой воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения, к которым вода питьевая, расфасованная, реализуемая вендинг-предпринимателем в торговых автоматах, не относится. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости: бутыли, контейнеры, пакеты (далее - расфасованных вод), предназначенной для питьевых целей и приготовления пищи, а также требования к организации контроля ее качества определены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02", утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2002 N 12. Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.1116-02 данные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с разработкой, производством, испытаниями и реализацией расфасованных вод.
В данном случае, вендинг-предпринимателем осуществляется реализация питьевой воды потребителям через торговые автоматы, относящиеся к развозной и разносной торговле. Пунктом 4.6 СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", установлена норма показателя общего микробного числа при температуре 22°С (ОМЧ) содержание образующих колоний бактерий в 1 мл - не более 100 единиц (100 КОЕ в 1 мл). Таким образом, учитывая тот факт, что СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", в рассматриваемом случае содержат требования не к маркировке или упаковке товара, а к качеству самого товара (питьевой воде), к спорной продукции подлежит применению СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества". Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, которые напрямую касаются продукции и связанных с ней процессов проектирования, производства и прочее, квалифицируется как нарушение требований технических регламентов (статья 14.43 КоАП РФ). Имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт нарушения предпринимателем требованиям технических регламентов; санитарно-эпидемиологических требований, содержащихся в указанных выше нормах, несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), а соответственно угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылка на то, что автоматы по продаже воды не подпадают под требования об обязательной сертификации, не имеет правового значения, поскольку предпринимателю в рамках настоящего дела не вменяется нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо продукции и связанным с требованиями продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращении продукции, не соответствующей таким требованиям, что охватывается частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Таким образом, вина предпринимателя выразилась в несоблюдении требований технического регламента, при наличии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена данная административная ответственность.
Часть 2. Оборудование подлежит сертификации Качество воды - это первый критерий. Формула качества воды - понятна, это уход за чистотой баков, патрубков, помпы и других составных частей оборудования, и безусловное качество продукта, то есть самой воды. Между тем, в ходе судебного разбирательства «вскрылось» еще одно обстоятельство: суды двух инстанций установили, что фильтр, входящий в состав оборудования автоматической установки по продаже воды подлежит обязательной сертификации. Но позвольте, заметите Вы, мы привыкли к тому, что торговые автоматы по умолчанию не подлежат какой-либо сертификации. В чем же дело? (СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 марта 2014 г. по делу N А03-18096/2013) Как мы уже подчеркивали, на основании жалобы Роспотребнадзор проводил проверку торгового автомата на месте его работы. В ходе указанной проверки было установлено, что нарушаются требования технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, а именно: "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 и Федерального закона N 52-ФЗ. Нарушение выразилось в том, что предпринимателем не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию оборудования "АА02В" - автоматической установки по продаже воды в тару потребителя, имеющую в своем составе емкость для хранения воды и генератор озона для обеззараживания воды, которые и подлежат обязательной регистрации. С 1 июля 2010 года вопросы государственной регистрации товаров, регулируются Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 года N 299. В соответствии с пунктом 9 раздела II "Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза" в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации входят: материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения. В соответствии с разделом 3 главы 2 "требования к материалам, реагентам, оборудованию, используемым для водоочистки и водоподготовки" "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований...": - в силу пункта 1.1 - требования настоящего раздела распространяются на реагенты, добавляемые в воду (коагулянты, полиэлектролиты (флокулянты, альгициды), антинакипины, антикоррозионные средства, стабилизаторы); вспомогательное оборудование и конструкционные материалы (трубы; соединительная арматура; краны; полимерные, металлические емкости для хранения и транспортировки воды; водонагреватели, изоляционные материалы; прокладки и т.д.); материалы, используемые для обработки поверхностей оборудования и конструкционных материалов, контактирующих с водой (лаки, краски, эмали, герметики, смазки, антикоррозионные покрытия, резины, полимерные материалы и т.д.); фильтрующие зернистые материалы, сорбенты и мембраны природного и искусственного происхождения (песок, гравий, цеолиты, керамзиты, шунгизиты, клиноптилолиты, угли, ионообменные смолы, полимерные мембраны); - в силу пункта 1.2 - при проведении исследований возможно выделение типового образца/представителя. Типовой образец вспомогательного оборудования (водонагреватели, бытовые устройства для очистки и доочистки питьевой воды, электролизерные установки, озонаторы и т.д.) - образец, выбранный из группы продукции, изготовленной одним производителем по единым техническим требованиям, имеющей одинаковую конструкцию, одинаковую область применения и одинаковые условия эксплуатации, различающейся производительностью, размерами и конфигурацией. Типовой образец конструкционных материалов (трубы, соединительная арматура, краны; полимерные, металлические емкости для хранения и транспортировки воды, прокладки, изоляционные материалы и т.п.) - образец, выбранный из группы продукции, изготовленной одним производителем по единым техническим требованиям, имеющей одинаковый сырьевой и компонентный состав, одинаковую область применения и одинаковые условия эксплуатации, и различающейся размером, диаметром, формой, объемом. Типовой образец фильтрующих зернистых материалов, сорбентов и мембран природного и искусственного происхождения - образец, выбранный из группы продукции, изготовленной одним производителем по единым техническим требованиям, имеющей одинаковый сырьевой и компонентный состав, одинаковую область применения и одинаковые условия эксплуатации, а для материалов природного происхождения - также и одинаковое месторождение, конфигурацию поверхности гранул, но различающейся гранулометрическим составом, размером пор, сорбционной (обменной) емкостью или объемом упаковки. - в силу пункта 12.1 - материалы, реагенты и оборудование, используемое для водоочистки и водоподготовки, в процессе эксплуатации не должны: оказывать вредного действия на здоровье человека и объекты окружающей среды (водные объекты, почву, воздух, пищевые продукты, жилище) как среду обитания человека; ухудшать органолептические свойства воды; приводить к поступлению в воду соединений в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы; способствовать биообрастанию и развитию микрофлоры в воде; образовывать соединения и/или продукты трансформации в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы; оказывать вредное влияние на здоровье рабочих в процессе применения. В соответствии с пунктом 30 главы 6 раздела 4 "Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза" "Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований" - обращение подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза. Порядок оформления единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, единая форма свидетельства о государственной регистрации также утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (раздел 3). В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 866 от 28.08.2012 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию товаров..." - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномочена осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных в раздел 2 "Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований" Приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 781 утвержден "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза". В реестре свидетельств о государственной регистрации оборудование, используемое в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения (емкость для хранения воды и генератор озона для обеззараживания воды, фильтр) автоматической установки по продаже воды в тару потребителя "АА02В" отсутствует.
В заключение подчеркнем, что не исключаем того, что на барнаульского вендинг-предпринимателя была осуществлена планомерная атака конкурентов или недоброжелателей. Косвенно на это намекают, конечно, не судебные разбирательства, а сводка новостей того периода. Так, информационное агентство региона «Амител» в сентябре 2013 года распространило следующую информацию: «В Барнауле разорили уже 15 точек с артезианской водой…» Сам предприниматель жаловался на «невозможность обслуживания на целом ряде адресов в связи с чередой ограблений и уничтожением неизвестными платежной части "Аквамата". В период с 20го по 24 сентября текущего (2013) года было совершено нападение уже на 15 точек. Мы связались с нашими коллегами из компании "Живушка", у них ситуация аналогичная. Начиная с субботы добычей преступников стали считанные рубли, т.к. мы перешли, практически на круглосуточный режим работы и производим инкассацию ежедневно. Между тем взломы продолжаются и создается впечатление об отсутствии заинтересованности преступников в "добыче" на месте и, что их целью является вывод "Акваматов" из строя».
Так или иначе, вне зависимости от того, являются ли судебные процессы и повреждения автоматов связанными событиями или нет, редакция журнала обращает внимание начинающих предпринимателей на особенности бизнеса с автоматами по продаже воды в розлив. Проверяйте сертификаты! Следите за качеством!
PS. Наша редакция планировала связаться с вендинг-предпринимателем, организовавшим сеть автоматов продажи воды в розлив в Барнауле. Нас действительно интересует уникальный опыт эксплуатации автоматов в городе с населением 500-600 тыс. человек, эксплуатацией автоматов зимой (ведь зимой в Барнауле - 20 - средняя норма для января), да и вообще, удалось ли сохранить и развить бизнес. Но почта предпринимателя не работает, телефон молчит. А сайт (и домен), который еще год назад извещал о новых точках - свободен - vodavavtomate.ru |