Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 498. Продажа товаров с использованием автоматов 1. В случаях, когда продажа товаров производится с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. 2. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. 3. Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму. 4. В случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, применяются правила о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства. Комментарий к статье: 1. Акцентируем, прежде всего, внимание на том, что, владелец автоматов «обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара». Аналогичное требование можно вывести из содержания ст.ст.8-10 Закона «О защите прав потребителей», из которых следует, что владелец автомата (продавец) должен сделать доступными для потребителя следующие блоки информации. Наряду с информацией о продавце (его наименовании, местонахождении и т.д.) и информацией о порядке совершения покупки (действий, которые нужно совершить) должна быть размещена информация о продаваемом продукте (товарах). Подчеркиваем, что такая информация должна быть нанесена на торговом автомате, а не только на упаковке товара, т.к. товар покупатель получает уже после оплаты, и нет возможности ознакомиться с информацией о нем ранее. Итак, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п.2 ст.10 Закона «О защите прав потребителей): - обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары; - место изготовления товара; - сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний; - цену приобретения товаров; - гарантийный срок, если он установлен; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); - срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; - информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг). Комплекс информации позволит потребителю сделать правильный выбор, что исключит возникновение потребительских недовольств и претензий. Дополнительно остановимся на информации о «действиях, которые должен совершить покупатель, чтобы получить товар». Наряду с обязательной инструкцией по купле-продаже (описание действий) необходимо указать и действия покупателя в случае, если торговый автомат не выдал товар (например, обратиться к продавцу или обратиться туда-то). Данный вопрос тем более актуален в связи с тем, что большинство торговых автоматов не выдают чек или иной документ, подтверждающий факт совершения действий направленных на куплю-продажу. 2. Таким образом, покупатель, оплативший товар, считается выполнившим свои обязательства по купле-продаже (договор считается заключенным) и обязанность возникает у продавца (владельца торгового автомата). 3. В случае непредставления товара, покупатель может потребовать как возврата денег, так и предоставления аналогичного товара. Здесь может возникнуть следующая ситуация. Допустим торговый автомат расположен на станции метро. Покупатель оплачивает товар, но не получает его. Договор считается заключенным, но обязанности продавца не выполнены. Покупатель хочет получить обратно свои денежные средства, но автомат не выдал ни чека, ни товара. Покупатель записывает координаты продавца (владельца автомата), но у него нет документа, который бы подтвердил факт совершения с его стороны действий по оплате товара. В таком случае покупатель может сослаться на свидетельские показания. Следующий момент: для того, чтобы получить свои денежные средства (или товар) покупатель должен обратиться к продавцу, местонахождение которого он переписал с торгового автомата. Получается, чтобы истребовать средства, покупатель должен добраться до адреса продавца (при этом не забыть свидетеля или свидетелей). Далее следует соответствующее заявление. Но у покупателя возникли дополнительные расходы, а именно затраты на то, чтобы добраться до продавца. Как быть? Представляется, что продавцом (владельцем торгового автомата) должны быть возмещены такие затраты, в противном случае потребитель может обратиться в суд или антимонопольный комитет. Получается, что основное достоинство торговых автоматов - их самодостаточность - обращается в недостаток, когда торговый автомат не выдает товар. Решать этот вопрос предстоит каждому вендинг-оператору (вендинговой компании) самостоятельно, иначе разгневанный покупатель может сообщить в полномочные органы. |