Автоматы для продажи мороженого постепенно вытесняют с американского рынка мобильных продавцов мороженого – автопродавцов, предлагающих из своего грузовичка/вагончика как готовое, так и свежеприготовленное мороженое; велопродавцов, которые с холодильником на руле обычно приезжают в те уголки городков, где редко бывают большие магазины с широким ассортиментом. Да и обычные лоточные продажи мороженого не выдерживают конкуренции с автоматической торговлей. Однако в России популярность таких автоматов пока под сомнением – во-первых, из-за дороговизны самого оборудования, во-вторых, его сезонности.
Итак, одно из направлений вендинга – продажа мороженого через автомат. Здесь сразу следует обратить внимание на вид автомата – продает ли он готовое мороженое, или делает его специально для клиента тут же. Первые работают с твердым мороженым, вторые с мягким. В первом случае готовое мороженое (в индивидуальной упаковке – рожок, брикет, эскимо на палочке и замороженный фруктовый сок) лежит в холодильной камере автомата, и после того, как клиент оплатил покупку и нажал кнопку выбора, специальная автоматическая помповая «рука» берет (подхватывает) продукт из камеры и передает в окошечко выдачи товара. От снэкового такой автомат отличается тем, что продукция не лежит рядами за витринным стеклом в автомате на виду покупателя, а хранится в специальном морозильном отсеке (но есть и такие модели, которые работают аналогично привычным снэковым автоматам). Прозрачные фронтальные части автомата позволяют покупателю наблюдать процесс подачи мороженого рукой робота, а также заодно и демонстрируют все содержимое холодильной камеры. На некоторых автоматах, когда «рукой» одна единица товара берется из лотка, нижние товары автоматически поднимаются, таким образом создается эффект, что лоток всегда полон до краев. Такие автоматы адаптированы под всевозможные экстренные ситуации. В частности, усиленная заморозка сохраняется в камере еще несколько часов (до 12 часов), даже если по каким-то причинам отключится электропитание. Ассортимент предлагаемого мороженого может быть очень большим – до нескольких десятков наименований. Вместимость автомата – до пятисот единиц товара. Такой автомат, по сути, может торговать и другими замороженными продуктами – замороженные ягоды, мясные полуфабрикаты, пицца и др. Производители рекомендуют рядом с автоматами ставить и контейнер для мусора.
Во втором случае автомат после оплаты «приготавливает» мороженое для клиента, и процесс может занять нескольких секунд. Приготовление заключается в том, что в стаканчик заливается выбранная покупателем масса определенного вкуса (ванильная, шоколадная) и веса (например, порция или полпорции). Возможна комбинация вкусов. В тоже время такие автоматы, как правило, не предлагают большого ассортимента (1, 2 максимум 3 сорта), поскольку технология приготовления и внутреннее устройство автомата совершенно отличается от первого вида: мороженое хранится в алюминиевых контейнерах и через дозатор, регулирующий объем подаваемого продукта, вливается в стаканчик. Готовое мороженое (soft ice cream – мягкое мороженое) может подаваться в пластиковом стаканчике (с приложением ложечки) или вафельном рожке (соответственно, без ложечки). Производительность такого автомата – до 240 порций в час. Примечательно, что производители автоматов сами же предлагают и фирменный наполнитель – мороженую массу. Безусловно, акцент делается на то, что к такому-то автомату подходит лишь такая-то пищевая масса. Обычно масса продается в упаковках по 5 и 2,5 галлона (19 и 9,5 килограмм соответственно). 5 галлонов массы (цена – $55) хватает на 168 порций, 2,5 галлона – 84 порции. Несложно подсчитать, что стоимость мороженого получается около 33 центов, плюс дополнительные расходы (стаканчик, ложечка, затраченная энергия) – еще 12 центов, итого 45 центов; рекомендуемая же продажная цена одной порции мороженого - $1.5, что по российским меркам дороговато. Впрочем, и автоматы недешевы - цена на автоматы для продажи приготовленного мороженого составляет до 15 тыс. долларов. На наш взгляд, российские вендинг-операторы с успехом могут работать с обоими видами автоматов по продаже мороженого, адаптация под отечественный наполнитель не представляет сложности. О местах установки автоматов для продажи мороженого даже размышлять не приходится – совершенно любое место. Мороженое тем и хорошо как наполнитель, что аудитория у него – вне возраста, пола и социального положения. Мороженое любят все. |