Фактически всем гражданам России и стран ближнего зарубежья (СНГ) известно, что предметом продажи через торговый автомат могут быть напитки (как в разлив, так и в банках или бутылках), алкогольные и безалкогольные. В 70-80-е гг. автоматы по продаже вина, пива стояли во многих городах СССР. Самые известные в нашей стране – это автоматы по продаже газировки с сиропом и без. Были автоматы и по продаже газет. Но, тем не менее, самым популярным российским автоматом является автомат Калашникова, а к началу 90-х автоматная торговля фактически была на нуле. К этому времени в ряде зарубежных стран торговля посредством торговых автоматов приобрела всеохватывающий характер: каждая пятая покупка совершается через торговые автоматы, а общий оборот мировой торговли посредством торговых автоматов составил более 150 млрд. долларов в год. Так, в Японии общий годовой оборот автоматной торговли в 2003 году приблизился к 60 млрд. долларов. В США оборот автоматной торговли к 2003 году составил свыше 40 млрд. долларов. Время идет, развиваются и создаются новые вендинг-машины, их становится все больше и больше. В настоящее время самое большое количество автоматов на душу населения установлено в Японии, вторая страна – Германия. В количественном выражении первое место занимает также Япония, и за ней следуют США. На 20-25 человек населения названных стран приходится один торговый автомат. Общее количество автоматов перевалило в США и Японии за 5 млн. вендинг-машин в каждой. Что же в России и странах СНГ? Если исходить из представленной статистики, то в городе с населением один миллион человек должно быть 50.000 различных торговых автоматов. Для Москвы и Санкт-Петербурга эти числа в десять раз выше, то есть около 500.000 торговых автоматов. Каковы же реалии? Сколько вендинг-машин в вашем городе? Пока, даже по самым оптимистическим подсчетам, количество автоматов в 30-50 раз ниже названных. Вот вам и перспектива. Задумались? В вендинг-бизнесе по всему миру заняты многие тысячи компаний и предпринимателей. По некоторым оценкам, в Западной Европе насчитывается несколько тысяч компаний (только в Германии более 800 фирм) работающих в сфере вендинг-бизнеса: от производства автоматов до их расстановки и обслуживанию. При этом необходимо констатировать достаточно спокойное развитие вендинга в Европе, в сравнении, например, с США и Японией. В современный вендинг-бизнес вовлечены фактически все мировые гиганты-производители (Coca-Cola и Pepsi Cola, Samsung и Siemens и др.). Во-первых, они стремятся разместить свою рекламу на торговых автоматах, во-вторых, адаптировать свою продукцию для автоматной торговли и даже наладить производство собственных вендинг-машин. Необходимо констатировать, что определенные сферы вендинг-бизнеса за рубежом «поделены» именно между компаниями-гигантами. В США в 1990-е гг. шла «война» между Кока-колой и Пепси-колой - одним из полей маркетинговых сражений стали обычные школы, в которых компании-гиганты стремились установить вендинг-машины со своей продукцией. |