Как известно, в США производители и продавцы напитков в пластиковой и алюминиевой таре платят особый налог – депозит на тару, который впоследствии возмещается покупателем (при покупке напитка), покупателю – пунктом приема тары, пункту приема тары – производителем напитков. Эдакий круговорот стоимости бутылок на рынке. Круговорот стоимости тары регулируется в США специальным законом, и устанавливает минимальный тариф за одну единицу пустой тары в 5 центов. Однако не каждый штат придерживается этой минимальной планки – есть штаты, в которых стоимость тары оценивается выше, даже вдвое выше – 10 центов (например, штат Мичиган). Соответственно, покупая напитки в соседнем «дешевом» штате, сдать их можно в Мичигане, и получить не 5, а 10 центов с бутылки/банки. Выгодно сдающему – но не выгодно принимающему. С чего вдруг пункт приема тары должен оплачивать тару, приобретенную в соседнем штате? Именно эта проблема в последние дни широко обсуждается в Мичигане. Как известно, автоматы для приема тары, которые широко распространены в США (т.н. reverse vending machines), стоят в розничных магазинах, и вместо денег выдают купоны на покупку в данном магазине. Администрация штата предложила внедрить в автоматы приема тары специальное считывающее устройство для определения кода штата, чтобы оплата за тару производилась только за те бутылки и банки, которые были приобретены в штате Мичиган. С одной стороны – мера вполне резонная, ибо почему ритейлеры одного штата должны оплачивать стоимость тары, приобретенной в другом штате. С другой стороны, бремя по обустройству автоматов считывающими устройствами и маркировки продаваемой продукции специальным кодом штата – ляжет на плечи этих же ритейлеров. И стоимость этого апгрейда автоматов и маркировки товара будет стоить гораздо больше, чем сэкономленные 10 центов, окупаемость займет месяцы, а то и годы. Поэтому владельцы приграничных магазинчиков высказываются, что они согласны ввести коды штата для напитков и сделать апгрейд автоматов только в том случае, если оплачивать его будет администрация штата, а не они сами. Почему администрация настаивает на данных новшествах? Дело в том, что, понятно, не каждая банка газировки и бутылка воды возвращается производителю. Значительное количество выбрасывается. Депозит за несданные во вторсырье банки и бутылки остается в казне штата. Эти деньги, как правило, идут на реализацию «зеленых» экологических проектов. И поэтому штату, конечно, не хочется возвращать деньги из собственной казны за тару, проданную в другом штате. Система депозита за тару широко распространена в США, некоторых странах Европы. При этом «большим бизнесом» программу круговорота депозита в этих странах назвать нельзя – это скорее государственно поддерживаемая экологическая программа. В странах же, где законодательно депозитарная система не закреплена (в России в том числе), сбор вторичной тары поставлен на бизнес рельсы: сырье собирается, перерабатывается, используется повторно. Для сбора тары используются пункты приема тары (коммерческие фирмы), и автоматические фандоматы. Фандоматы в награду за тару выдают исключительно деньги мелкими монетами. |